25 лет социальных перемен в России

В честь своего 25-летия Фонд поддержки и развития филантропии «КАФ» представил некоммерческому сообществу проект, который показывает, как развивалась благотворительность в стране.

Фонд опросил 55 экспертов, на основе ответов которых определились существенные изменения, которые произошли в социальной сфере при участии некоммерческих организаций с 1993 года до настоящего времени. Пока заполнены не все годы, и любой сотрудник некоммерческой сферы может добавить на временную шкалу факт, который он считает значимым для развития благотворительного сектора в России.

Ниже приведены несколько событий, которые отметили эксперты.

1996 год – появляются фонды помощи

Фонды помощи начинают свою историю с создания Русфонда в 1996 году. Сегодня большое количество благотворительных организаций готовы помогать в самых сложных случаях, когда другие ресурсы не работают. Это касается помощи людям с ментальной инвалидностью, редкими заболеваниями, тяжелобольным детям, нуждающимся в дорогостоящем лечении, жертвам насилия, бездомным — всем тем, кто раньше не знал, куда обращаться за помощью. Так, некоторые благотворительные фонды были созданы специально, чтобы помогать людям c редкими заболеваниями — муковисцидозом, буллезным эпидермолизом, миодистрофией Дюшенна, врожденным иммунодефицитом и другими заболеваниями. НКО дают им шанс на полноценную медицинскую, социальную, психологическую помощь.

2004 год – применяется терапия для ВИЧ-положительных

Благодаря ВИЧ-активистам в России появилась антиретровирусная терапия. Первая программа по лечению ВИЧ в России началась в 2004 году при помощи НКО, к концу 2000-х годов лечение финансировали уже не только благотворительные фонды: 70% взяло на себя государство. Необходимые антивирусные препараты были включены в госзакупки. Однако необходимых лекарств не хватает на всех (по разным данным, сейчас необходимое лечение получают от 30 до 40 % ВИЧ-инфицированных). Кроме того, государственные программы направлены, в основном, на первичную профилактику заражения ВИЧ. Вторичной профилактикой, предотвращением передачи вируса от зараженных людей, поддержкой приверженности к лечению ВИЧ-положительных людей занимаются НКО.

2006 год – отстояли Байкал

В 2006 году компания «Транснефть» начала строительство нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан», который по плану должен был пройти в непосредственной близости от берега озера Байкал. Это было опасное соседство, в случае разлива нефти Байкал оказался бы под угрозой экологической катастрофы. C января по апрель 2006 года экологические и другие общественные организации активно выступали против строительства. В марте—апреле 2006 года в Иркутске, Томске, Москве, Екатеринбурге и других городах прошли многотысячные митинги протеста. В результате в апреле 2006 года проект был пересмотрен, «Транснефть» отказалась от первоначального плана и перенесла маршрут нефтепровода за пределы зоны водосбора Байкала.

2007 год – создается архив репрессий

В 1998 году правозащитные и общественные организации начали создавать базу данных жертв политического террора СССР, где каждый может найти своих родственников и близких. Сейчас в этой базе более 3 миллионов человек, ежегодно сайт получает больше миллиона обращений от людей, которые ищут следы своих близких. Многие проекты, связанные с сохранением исторической памяти, делаются силами волонтеров и НКО и призваны сохранить историческую память о жертвах сталинских репрессий. C 2007 года в день политзаключенного у Соловецкого камня в Москве проходит акция «Возвращение имен», в которой принимают участие тысячи человек.

2012 год – появляется инклюзивное образование

Первые инклюзивные образовательные учреждения появились в нашей стране в начале 1990-х годов. НКО и общественные организации активно боролись за право всех детей получать образование. В 2012 году понятие «инклюзивное образование» было зафиксировано в федеральном законе «Об образовании», согласно которому каждый ребенок имеет право обучаться с остальными. Помимо инклюзивного образования, в России существуют иные варианты обучения детей c инвалидностью, в том числе домашнее обучение. В крупных городах действуют различные программы социализации детей с особенностями развития, в том числе с ментальной инвалидностью.